Ян Фабр

Ян Фабр-бельгийский художник, режиссер, перформер, скульптор да и вообще на все руки мастер. И теперь, когда мне довелось вживую увидеть как его самого, так и одну из его последних работ я решила, что пора написать об этом монстре современного искусства.

Начнем с бэкграунда

Дедушка Яна Фабр – знаменитый энтомолог Жан-Анри Фабр, автор книги «Жизнь насекомых». Его сын, папа Яна, продолжил семейную традицию и и работал в антверпенском ботаническом саду .О маме художник всегда вспоминает, как о француженке и строгой католичке. Несмотря на то, что Ян Фабре мало чего перенял от своих родителей в профессиональной деятельности, тема животных и религии, как мы позже увидим, отображена в большинстве его работ.

Становление

Во многих своих интервью Ян говорит о том, что с детства хотел стать почтальоном. В этом он видел свободу. Затем, когда ему в  12 лет подарили набор юного ученного он расширил свою мечту до химика-почтальона. Именно через эту деятельность он отрыл в себе страсть к экспериментам.

Вопреки тому, что сам Ян Фабр говорит, что его родители признали его как художника только когда ему было 40 лет, успех к нему пришел уже в самом начале его карьеры. В 16 лет он выиграл крупную бельгийскую премию за полотно с видом Антверпена, а через 10 лет он уже поставил пьесу “Cила театральных глупостей” специально для Венецианской биеннале. Спустя два года, в 1986 Фабр основал группу Troubleyn (девичья фамилия матери, в переводе с фламандского означает оставаясь верным) в Антверпене. Эта организация существует и сегодня занимаясь всей исполнительной деятельностью художника. А вот изобразительным направлением и Яна Фабра руководит студия Angelos.

Сегодня , в возрасте 59 лет, Ян считает, что обе его мечты реализовались: в основе его творчества лежит эксперимент, а показывая свои работы по всему миру он является почтальоном, доставляющим свое искусство.

Предлагаю вместе посмотреть кому и как Ян Фабр уже доставил свои посылки:

“Cила театральных глупостей” для Венецианской биеннале

Одна из самых первых, очень важных и радикальная для своего времени постановка Яна Фарба бросающая вызов классической театральной иллюзии. На удивление я нашла рецензию 1986 года от The New York Times. Автор говорит, что можно было и лучше сделать, и вообще пол зала к середине спектакля ушли. Но в принципе отзыв нельзя назвать негативным, скорее объективным и, что важно для меня, описывающим происходящее на сцене:

«Сила театрального безумия» построена на оцепляющих, часто наказывающих повторениях и ритуалах психологической и физической жестокости. в постановке присутствует много наготы, церемониальной одежды и обнажения. Но уровень возбуждения преуменьшает суровость движений и тусклость освещения.

«Человек, держащий крест» для Антверпенского Кафедрального собора

jan-fabre-in-florence

Ян Фабр об этой скульптуре в беседе с Интервью:

Эта скульптура — первое произведение искусства, которое собор купил со времен Рубенса. Мне просто повезло. В Антверпене проходила моя выставка, на которой была восковая модель этой работы. Ее увидел священник, и ему понравилось. Затем позвали епископа — ему понравилось. Позвали кардинала — понравилось и ему. Так они и решили ее купить. Я им говорил: «Послушайте, господа. Я не хожу в церковь и вообще не исповедую католицизм». И священник сказал: «Господин Фабр, эта церковь — для всех. Она открыта для верующих, атеистов, мусульман, иудеев. Нам очень нужны люди, которые открыты к диалогу, к примирению. Не важно, художник это или священник». Сама по себе религия — явление духовное. Все неприятные действия от ее имени совершают люди. На протяжении всей истории лучшие художники работали с церковью. И эта традиция возрождается. Сейчас работаю над мозаикой для церкви в итальянском Бергамо — все ее оформление делаю только я. Она откроется в конце 2017-го.

‘Heaven of Delight’ для королевы Бельгии

Sternocera acquisignatasource 

Работа создания по заказу королевы Бельгии, сделанная из 1.6 миллионов панцирей жуков 29ю ассистентами Фабра, которые трудились над ней на протяжении 4х месяцев.

source

Персональная выставка в Эрмитаже «Рыцарь отчаяния — воин красоты»

Выставка наделавшая действительно много шума в медиа и популяризировавшая  Яна Фабра в широких кругах русскоговорящего пространства. Подвешенные чучела кошек и собак, зарисовки голландских мастеров ручкой Bic, зонт символизирующий базилику и перфоманс в доспехах”. Вот достаточно длинная онлайн экскурсия по этой выставке, которая хоть и не в лучшем качестве, но зато с куратором выставки Дмитрием Озерковым:

А если времени нет, то компактно и понятно об этой выставке можно почитать например здесь: http://www.the-village.ru/village/weekend/weekend-guide/248177-jan-fabre-hermitage

Также не могу не упомянуть пафосный, но значимый факт:

Ян Фабр – единственный из живущих художников, у кого была персональная выставка в таких музеях-гигантах как Лувр и Эрмитаж.

Что еще советую почитать и посмотреть?

featured image source http://pinchukartcentre.org/ru/exhibitions/artists/10960
Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s